Врач — психотерапевт, сексолог, психолог Диля Еникеева
Кандидат медицинских наук, доктор психологических наук РНИ, профессор РНИ, президент Российской Ассоциации сексологов

Сексуальная энергия и женский оргазм

В книге «Эротически не разбуженная женщина» я детально описывала многие причины, которые формируют в подсознании своеобразный блок, препятствующий оргазму. Иными словами, женщина СПОСОБНА испытывать оргазм, но какие-то подсознательные механизмы препятствуют этому. Сама она выяснить их не может, это достигается психоанализом.
В новой книге я продолжаю тему женского оргазма.
Здесь я расскажу еще одну теорию – о сексуальной энергии и ее связи со способностью женщины испытывать оргазм.

***

В 1927 году Вильгельм Райх издал знаменитый труд «Функция оргазма». С точки зрения Райха, оргазм в самом широком, психоаналитическом смысле этого слова – это эмоциональная разрядка организма от избытка психической энергии. Но если подобная разрядка отсутствует или она недостаточная (неполная), то у человека возникает состояние страха.
Некоторые люди способны «выпускать» излишек энергии с помощью мышечной нагрузки, другие могут подавлять свой страх, ограничивая возникновение в организме энергии. Однако подобные реакции нарушают естественное функционирование организма на физиологическом уровне, и, кроме того, они уменьшают возможность человека получать наслаждение.
По мнению Райха, только регулярно испытываемое чувство наслаждения гарантирует эмоциональное благополучие личности.
Теория оргастической разрядки Райха позволяет постичь проявление эмоций в соматической (то есть, телесной) области.
К аналогичным выводам пришел и Ференци, выявив зависимость некоторых телесных нарушений от «перемещенной сексуальной энергии». Ференци имел в виду, что не нашедшая выхода сексуальная энергия направляется «вглубь организма», и это ярче всего проявляется стойкой реакцией мышц.
Однако Ференци не удалось сделать из своих частных наблюдений общетеоретических выводов о взаимосвязи между напряжением мышц и функцией психики. Сделал это именно Райх, который выдвинул концепцию: характер человека и реакции его мышц «функционально идентичны», то есть скелетные мышцы – своеобразный громоотвод для не нашедшей выхода через оргазм сексуальной энергии.
Следует подчеркнуть, что с психоаналитической точки зрения, ЭНЕРГИЯ (психическая энергия, сексуальная энергия…) – это не физическая величина, измеряемая в ваттах, а условное абстрактное понятие, характеризующее потенциал индивида. По большому счету, практически весь психоанализ основан на умозрительных моделях и построениях, но они РАБОТАЮТ, т.е. объясняют наблюдаемые явления и позволяют делать прогнозы.
Все эти открытия привели к созданию метода лечения, в котором анализ «сверху вниз» сочетался с анализом «снизу вверх».
Райх писал: «Когда свойственный данному характеру запрет не поддается психологическому воздействию, я начинаю работать с соответствующей соматической областью пациента, и наоборот, когда возникают затруднения с воздействием на мышцы, я начинаю работать с характерологическим самовыражением и таким образом высвобождаю его».
Все самые важные открытия в медицине начинаются с клинических наблюдений. Нововведения, которые врачи используют в своей ежедневной клинической практике, создают теории; усовершенствование методик приводит к усовершенствованию теории.
То, что Райх установил связь между мышечным напряжением и эмоциональной блокировкой, стало величайшим открытием, сделанным за время развития теории и практики психоаналитического лечения различных расстройств. Открытие Райха создало совершенно новую область исследований; Райх стал первым, кто воспользовался возможностью нового метода лечения. В своих фундаментальных трудах «Функция оргазма» и «Анализ характеров» он привел первые ошеломляющие результаты своего нового метода лечения.
В дальнейшем на основе теории Райха его ученик, известный американский психоаналитик Александр Лоуэн, внес свой вклад в теорию биоэнергетического анализа и предложил новаторские методы лечения — телесно-ориентированную психотерапию.
Главная цель биоэнергетического анализа – познать личность через язык тела и его энергетические процессы, и с помощью этих знаний сделать повседневную жизнь человека более радостной, полной и эффективной.
При помощи специальных физических упражнений биоэнергетика возвращает человеку чувство своего тела, позволяет восстановить согласие с собой и с миром и решить многие проблемы, в том числе, в области психики и сексуальности.
Теория Александра Лоуэна позволяет восстановить взаимодействие тела и мозга. В биоэнергетике сформированы основные принципы нового психотерапевтического подхода, который имеет практическое значение. Биоэнергетика Лоуэна стала одним из влиятельнейших направлений психотерапии. Понимание своего тела, жестов, мышечного напряжения, спонтанность (непроизвольность) движений, поз, является, по мнению Александра Лоуэна, не только ключом к пониманию проблем, но и ключом для их успешного преодоления.
Лоуэн учит слышать и понимать «язык тела». «Язык тела» несет не меньше информации, чем обычное вербальное (словесное) общение. Изменяя и «обучая» свое тело, человек способен изменить и свою личность.

***

Итак, в чем заключается теория биоэнергетики?
Людям с определенными психологическими и сексуальными проблемами присуща ригидность (жесткость, скованность) некоторых групп мышц. Происходит это в результате подавления эмоциональной реакции. Подавленная эмоция лежит в основе состояния психического беспокойства, и в этом случае ригидность определенной группы мышц служит индикатором подавления. Ригидность мышц и чувство беспокойства немедленно объединяются в некую функциональную общность. На биоэнергетических сеансах врач имеет возможность наблюдать, как «расслабление напряженных мышц не только высвобождает вегетативную энергию, но и извлекает из глубин памяти ту первичную ситуацию, с которой началось подавление, оказавшее воздействие».
В самом широком смысле термин «невроз» можно понимать как хронического нарушение «естественной подвижности» организма (т.е. его приспособляемости, его адаптационных возможностей). Отсюда следует, что невроз идентичен снижению или ограничению «агрессии», что в первоначальном смысле этого слова означает «движение к чему-либо, развитие, намерение».
Характер личности, проявляющийся в присущей ей модели поведения, отражается также на соматическом (телесном) уровне в формах и движениях тела: походке, позах, жестах.
Тонус скелетных мышц (общее мышечное напряжение), манера двигаться и действовать в совокупности составляют «телесное выражение» организма, т.е. соматический аспект выражения эмоций. На психическом уровне это воспринимается как «характер», т.е. совокупность устойчивых форм эмоционального и поведенческого реагирования организма.
От характера человека во многом зависит то, как сложится его жизнь. Люди с разными типажами личности (характера) по-разному реагируют на различные ситуации, в том числе и сексуальные. Соответственно, сексуальным неврозам (сексуальным дисфункциям) подвержены люди с определенными характерологическими особенностями.
Если вы внимательно проанализируете этот материал о «языке тела», то сможете многое понять о себе. Сразу оговорюсь, что вам предстоит узнать довольно сложную информацию, потому что и Лоуэн, и Райх, и Ференци, и другие психоаналитики писали свои труды для коллег-психиатров, но я все же постараюсь изложить биоэнергетическую теорию Александра Лоуэна максимально доступным читателю языком.
В результате своих клинических наблюдений Александр Лоуэн установил, что пациенты задерживают дыхание и втягивают живот, чтобы подавить страх и другие негативные эмоции. Причем такое поведение свойственно практически всем – и детям, и взрослым. В разных ситуациях, вызывающих негативные эмоции, человек на некоторое время затаивает дыхание, напрягает диафрагму и брюшные мышцы. А после того, как напряжение спадает, человек выдыхает. Если такая схема приобретает хронический характер, то грудь человека поднимается и остается в положении «на вдохе». Дыхание его делается поверхностным, а живот твердым. Сокращение дыхания уменьшает количество поступающего в организм кислорода и тем самым влияет на выработку энергии, получаемой путем обмена веществ. В итоге снижается эмоциональный тонус. Мало того, происходит утрата стремлений, поскольку недостаточно ресурсов для их реализации. Это общие положения теории Александра Лоуэна.

* * *

В основе неспособности женщины испытывать оргазм зачастую лежат психотравмирующие события, происшедшие либо в детстве, либо в подростковые годы, либо в девичестве.
Негативные эмоции, в частности: страх, обида, тревога, — влияют таким образом, что происходит снижение общего эмоционального тонуса и, в частности, снижается сексуальный тонус, утрачиваются стремления к интимной близости и потребность в сексе. Недаром большинство эротически не разбуженных женщин признаются, что уделяют сексу мало внимания, мотивируя это тем, что ничего от него не ждут. Секс становится женщине неинтересным.
Если сравнить частоту сексуальных контактов у оргазмичных женщин и у эротически не разбуженных, то, вне всякого сомнения, у первых частота половых актов значительно выше, чем у женщин, которые не испытывают оргазма.
Этому можно найти разные объяснения, в том числе и то, которое зачастую приводит эротически не разбуженная женщина, и которое выше привела я: мол, «секс мне уже неинтересен, ждать мне нечего, я просто соглашаюсь, потому что так нужно, чтобы муж не изменял, или чтобы любовник не ушел к другой». Или же женщине приятны прикосновения и ласки, но ее сексуальный тонус снижен, нет стремления изменить качество своей сексуальной жизни.

***

Теория Лоуэна в аспекте анализируемой проблемы – неспособности женщины испытывать оргазм, — имеет важное значение, и я остановлюсь на ней более подробно.
Признавая функциональное единство характера и схемы ригидности мышц, Лоуэн выявил их общее происхождение и создал концепцию энергетических процессов. В области психики процессы, отвечающие за сохранение психического равновесия, понимаются как «перемещаемая энергия», которую, в свою очередь, основоположник психоанализа Фрейд называл «либидо». Александр Лоуэн выдвинул гипотезу, что в человеческом теле имеется одна основная энергия, независимо от того, проявляется ли она психически или соматически (телесно). Эту энергию он назвал биоэнергией. По мнению Лоуэна, и психические, и соматические процессы определяются действием биоэнергии. К проявлениям биоэнергии сводятся все жизненные процессы, в том числе, проявления сексуальности человека.
Согласно теории Лоуэна, личность индивида представляет собой не простое единство биоэнергетических процессов, а сложное, противоречивое, диалектичное единство души и тела. Это означает, что наши душа и тело (наши психическая и телесная сферы) сосуществуют, одновременно и содействуя, и противодействуя друг другу. На поверхностном уровне возможно их функциональное единство, и эта единая функция, связывающая душу и тело, и есть, по мнению Лоуэна, характер.
Следует отметить, что Фрейд ограничивал психоанализ изучением только психических явлений, хотя и осознавал, что знания психических процессов недостаточно для понимания взаимосвязи между двумя сферами человеческой жизнедеятельности.
В свою очередь, Вильгельм Райх пошел дальше Фрейда, сформулировав основной закон эмоциональной жизни: «Единство и противоположность психосоматического функционирования».
Биоэнергетическая теория Лоуэна – это дальнейшее развитие взглядов на эту проблему.
Здесь следует сделать важное отступление. Для познания характера и развития биоэнергетической терапии необходимо изучение психологии Эго. Концепция Эго является фундаментальной в психоанализе. Это исследование опубликовал в 1923 году Зигмунд Фрейд.
В английском переводе используется термин Ego, но это не совсем точная интерпретация того, что писал Фрейд, а именно — немецкого das Ish. Во французском переводе этот термин обозначен как le moi. А в русском языке наиболее правильно использовать слово «Я». Таким образом, термин Эго используется как синоним личности в субъективном смысле этого слова.
Эго – это первое, с чем мы сталкиваемся, поворачивая «глаза зрачками в душу».
Фрейд дал вот такое описание Эго: «… в каждом человеке существуют последовательно организованные душевные процессы, которые мы и зовем его Эго. Эго включает в себя сознание и контролирует подвижность, то есть способность разряжать внутреннее напряжение во внешний мир. Именно эта часть разума управляет всеми происходящими в нем процессами».
Эго может затормозить какое-либо психическое действие и даже вовсе подавить его, причем вне нашего сознания.
Фрейд писал: «От Эго проистекает подавление, с помощью которого оно делает попытку отсечь некоторые умонастроения не только от сознания, но и от любых других форм их проявления и реализации».
Сопротивление, которое проявляет человек в определенных ситуациях, а в нашей ситуации — неосознаваемое сопротивление сексуальной активности, которое оказывает женщина, не испытывающая оргазма, — вполне возможно, является выражением подавленной эмоции.
Эго может включать в себя элементы бессознательного: страхи, импульсы, ощущения, которые оказались подавленными.
Фрейд считал, что Эго располагается на поверхности психического аппарата, находясь в непосредственной близости к внешнему миру. Подобное размещение необходимо для восприятия внешнего мира. Эго освещает и воспринимает внешнюю реальность, одновременно создавая реальность внутреннюю: потребности, импульсы и страхи, то есть различные впечатления. По Фрейду «связь между внешним восприятием и Эго совершенно ясна, в то время как отношение Эго и внутренних восприятий требует специального изучения». По поводу второго Фрейд писал: «Ощущения и чувства осознаются только по достижению ими перцептивной (воспринимающей) системы. Если же на их пути возникает препятствие, то в сознание проникает лишь незначительная их часть, неопределенный элемент».
По мнению Фрейда, «Эго, во-первых, и в основном, представляет Эго телесное. Эго берет начало в основном из телесных ощущений, из ощущений, даваемых нам поверхностью нашего тела».
Лоуэн обратил внимание на связь Эго с другими разделами психики. Большая часть функций организма бессознательна, что находит свое отражение в деятельности центральной нервной системы (ЦНС). Значительная часть этой деятельности связана с деятельностью тела, о которой человек не имеет ни малейшего представления: например, поза, которую человек принимает, не задумываясь, наши спонтанные (самопроизвольные) жесты — сознание на эту область распространяется лишь незначительно.
Фрейд также ввел понятие о Суперэго. В сфере психики Суперэго выполняет функции цензора мыслей и действий. Познаваемой реальности Эго оно противопоставляет некую идеальную (как сейчас модно говорить, виртуальную) реальность, основанную на самых ранних, детских впечатлениях личности, представляющих собой код поведения, внушенный родителями.
Суперэго является для Эго определенной защитой, которая оберегает форму и структуру личности, начиная еще с ранних лет человека. В случае, когда Суперэго перестает выполнять эту свою функцию по отношению к внешнему миру, это происходит потому, что условия среды обитания индивида изменились по сравнению с ранними. Суперэго является частью Эго, которая стала бессознательной.
Применительно к теории Александра Лоуэна, мышцы могут напрягаться, когда побуждение сдерживается под влиянием сознания. Например, человек рассержен, и его мышцы напрягаются, — в этом случае человек ощущает мышечное напряжение. Но мышцы могут быть напряженными, однако человек этого напряжения не осознает. В этом случае побуждение также сдерживается, подавляется, но это подавление происходит бессознательно, и вот это бессознательное подавление — уже результат воздействия Суперэго.
Как на психическом уровне Суперэго не допускает некоторые мысли до сознания, потому что они могут быть психотравмирующими, так и на биологическом уровне сжатые, напряженные мышцы не дают некоторым пробуждения проявиться. Иными словами, эти мышцы ускользают из-под контроля сознания, и их функции подавляются. Проанализировав это, Лоуэн пришел к выводу, что напряженное состояние некоторых групп мышц позволяет определить природу Суперэго.
«Выражение личности определяется мышечным напряжением, связанным со структурой характера», – такова одна из идей теории биоэнергетики Александра Лоуэна.
В психоанализе существует принцип реальности, означающий способность организма переносить неприятности или даже страдания во имя грядущего наслаждения. Принцип реальности является модификацией более общего, базового принципа – принципа наслаждения.
Исследовав бессознательные психические процессы, Фрейд выявил, что они подчиняются иному, нежели сознательные законы. Фрейд считал бессознательные процессы «более древними, первичными, остатками той фазы развития, в которой они были единственным типом психических явлений». Эти первичные процессы подчинялись тенденции, которую Фрейд назвал «принципом наслаждения–страдания». Иначе говоря, это означает, что живое существо всегда ищет наслаждений и избегает неприятностей и страданий. Позже Фрейд расширил понятие принципа, связав неудовольствие с ростом возбуждения, а наслаждение – с его уменьшением.
По Лоуэну, можно выразиться еще проще, если заменить слово «возбуждение» на слово «напряжение». И тогда неудовольствие (неприятность) связывается с увеличением, а наслаждение — со снижением напряжения. Напряжение возрастает в результате увеличения потребностей, удовлетворение которых ведет к наслаждению. Но напряжение само по себе является потребностью, а потребность – напряжением. Ожидание удовольствия позволяет переносить состояние напряжения, которое в противном случае было бы весьма неприятным. Но если напряжение возникает в ситуации, когда невозможно ожидание расслабления, доставляющего удовольствие, тогда у человека возникает страх. Причем вовсе не обязательно, что страх становится патологическим состоянием. Страх бывает патологическим, если нарушается его пропорциональное соотношение с внешней ситуацией, породившей этот страх. Но даже не будучи патологическим, страх становится угрозой Эго, и потому зрелый человеческий организм стремится устранить эту угрозу.
Другими словами, напряжение становится патологическим, когда оно принимает хроническую форму и выходит из-под контроля.
С точки зрения концепции Лоуэна, здоровье можно оценить как способность организма устанавливать собственный ритм пульсации в рамках принципа реальности. Наслаждение различным образом противопоставляется неудовольствию, страху и страданию — как части общего принципа напряжения–расслабления, сокращения–растяжения. Неудовольствие подразумевает состояние энергетической заряженности, предшествующее разрядке, а страх означает, что движение к разрядке блокируется. Если интенсивность энергии возрастает до точки, в которой появляется угроза целостности телесной структуры, то возникает страдание.

***

Здесь необходимо еще одно отступление. В 1920 году Зигмунд Фрейд опубликовал свой самый спорный труд «По ту сторону принципа наслаждения». В нем Фрейд предположил существование двух инстинктивных сил: «инстинкта смерти» (первичный мазохизм), ведущего назад к неодушевленной природе и «инстинкта жизни» (сексуальный инстинкт), ведущего жизнь вперед по пути эволюции. Я остановлюсь на этом труде Фрейда более подробно, потому что читатели могут почерпнуть полезную информацию и, может быть, по-другому взглянут на себя и свои проблемы.
Так вот, к выводам, изложенным в его книге «По ту сторону принципа наслаждения» Фрейда привели два клинических случая. В одном из них была проблема мазохизма.
Существуют люди, которым вовсе не хочется, чтобы у них жизнь шла хорошо. Извращая «принцип наслаждения», такие люди сами ищут ситуации, причиняющие страдания, чтобы, отдавая себя во власть внутреннего принуждения, «держаться за свои страдания и испытывать их снова и снова».
С точки зрения психотерапии это проявляется как «отрицательная реакция на лечение». Психотерапевты определили принцип, который объяснил это явление. Он назван «навязчивой потребностью повторения происшедшего», который «до такой степени настоятелен, что совершенно игнорируется даже принцип наслаждения».
Как известно, живые существа обычно повторяют некоторые свои действия. Повторение определенных действий основывается на насущных потребностях, а неудовлетворение этих потребностей вызывает напряжение в организме. Конечная цель действия – снять это напряжение, а снятие напряжения, расслабление воспринимается человеком как наслаждение, независимо от того, чем мы занимаемся, – едим, спим или совершаем половой акт.
А вот у некоторых людей существует навязчивая потребность повторения, которая находится за пределами принципа наслаждения. При этом пациент как бы постоянно вновь и вновь оказывается в ситуации, которая когда-то вызвала у него негативные эмоции.
Применительно к нашей теме можно сказать, что женщина, испытавшая разочарование от своей сексуальной жизни, бессознательно — еще раз повторю – бессознательно, стремится вновь и вновь переживать аналогичное состояние. Почему? А вот именно потому, что я только что объяснила, исходя из теории психоанализа Фрейда и концепции Александра Лоуэна.
По мнению Фрейда, это отражает глубоко запрятанные мазохистские стремления Эго.

***

Для того чтобы решить какую-то проблему, необходимо в первую очередь полное освобождение от всех переживаний, связанных с данной проблемой, в частности, от какого-то негативного переживания своего прошлого, и освобождение это происходит на СОЗНАТЕЛЬНОМ уровне.
На моем рабочем столе стоит коробка с бумажными носовыми платками и, когда пациентка ложится на кушетку, готовясь к сеансу психоанализа, я всегда советую взять с собой несколько бумажных платков, потому что нередко на первом сеансе женщина плачет. Потому что больно рассказывать о том, что глубоко запрятано в подсознании, что не хочется вспоминать…
На первом сеансе пациентка, бывает, бурно рыдает, или просто слезы текут по щекам. Она меня не видит, я нахожусь вне поля зрения. Пациентка говорит «в пустоту», как бы сама с собой, вспоминая психотравмирующие ситуации из своего прошлого. На втором сеансе уже не требуется так много носовых платков – глаза просто набухают слезами. На третьем сеансе слез уже нет. А дальше пациентка совершенно спокойно говорит о давней драматической ситуации.
Все, прошлое осталось в прошлом.
Но, разумеется, на этом лечение не заканчивается, а переходит на новый этап, при лечении сексуальных дисфункций используется много разных методов.

***

В клинической практике каждого психотерапевта есть пациенты, испытывающие навязчивую потребность в повторении. Причем сами пациенты этого не осознают.
Александр Лоуэн считал навязчивую потребность повторения частью принципа наслаждения. Кстати, стремление детей снова и снова проигрывать пережитую драму он считал навязчивым состоянием. По его мнению, это вполне вписывается в рамки «принципа наслаждения», лишь слегка подправленного требованиями реальности.
Свое мнение Лоуэн подкрепил вот таким наглядным примером. Если нажать на поверхность резинового мячика, то на его упругой поверхности вмятины не будет. При этом поверхность мячика выполняет действие, прямо противоположное первоначальному надавливанию, т.е. она выпрямляется. По мнению Лоуэна, навязчивая потребность повторения подчиняется тому же энергетическому закону, что и шарик. Для детского Эго травматический опыт – обида, сравниваемая по действию с давлением на шарик. Когда «давление» устраняется, Эго пытается пережить этот опыт заново, уже само выполняя действие, повторяющее сходное, но в обратном направлении. А если ребенку не удается отреагировать на свой травматический опыт, то лишь потому, что детская энергетическая система не обладает достаточным количеством энергии. Из-за этого Эго частично разрушается, а сама ситуация напоминает поверхностное натяжение в наполовину сдутом шарике.
Фрейд и Райх придерживались мнения, что основными биоэнергетическими законами управляет принцип наслаждения.
Фрейд связывал наслаждение и неудовольствие с «количеством возбуждения, имеющегося в мозгу, но ничем не связанного. При этом неудовольствие соответствует возрастанию возбуждения, а наслаждение – его спаду».
Вильгельм Райх отождествлял наслаждение и неудовольствие с движением энергии в организме.
Вот так психоаналитиками оценивается проблема эмоциональной разрядки у живых существ, являющейся функцией их отношений с внешним миром. Само существование человека – это противоречие между отдельной личностью и внешним миром. Невзирая на зависимость от внешнего мира, каждый человек является независимой целостностью. Данное противоречие человеческой личности распространяется и на динамику ее энергетических процессов. Из взаимоотношений зависимости-независимости проистекает основное внутреннее противоречие динамики энергетических процессов личности: относительно мира – относительно себя (в данном случае Я расценивается как Центр). Или, другими словами, в терминах либидо: объектное либидо (т.е. сексуальная энергия влечения к объекту, например, к мужчине) относительно либидо нарциссического (т.е. сексуальная энергия влечения к самой себе). Фрейд сравнивал возникновение и утрату интереса к чему-либо с тем, как амеба вытягивает вперед или отдергивает ложноножку, реагируя на какой-либо стимул. У людей напряжение возникает аналогичным образом. В некоторых случаях напряжение бывает настолько сильным, что вызывает ощущение внутреннего взрыва или протеста.
Райх писал: «Бледность при испуге, дрожь в состоянии страха соответствуют потоку сигналов от периферии тела к центру, вызываемому сужением периферийных и расширением центральных кровеносных сосудов (состояние страха). Набухание, покраснение и жар периферийных тканей при сексуальном возбуждении представляют собой полную противоположность состоянию страха и психически, так же как и физиологически, соответствуют движению энергии от центра к периферии тела, а оттуда в мир».
Энергия может продуцироваться в организме при вдыхании кислорода и при приеме пищи, а может расходоваться, выбрасываться в окружающий мир. Выброс энергии может быть результатом какой-то деятельности с расходованием только энергии, или же результатом полноценного полового акта с расходованием и энергии, и материи.
Как основу указанного выше внешнего и внутреннего противоречий человеческой личности и обусловленной им динамики энергетических процессов личности Фрейд постулировал пару противоположных инстинктов [в психоанализе инстинкт – это влечение, в отличие от физиологии, где инстинкт – это врожденный рефлекс]: голод и любовь. Вот как он писал: «Я взял за отправной пункт стихотворный философский афоризм Шиллера о том, что миром правят голод и любовь. Голод служит представителем тех инстинктов, цель коих – сохранение индивида; любовь же ищет объекта, и ее основная функция, которой природа всячески способствует – сохранение вида. Таким образом, впервые возникло понятие противоречий между инстинктами Эго и его объектами. Именно и исключительно для обозначения энергии последних я ввел термин “либидо”. Так определилось противоречие между инстинктами Эго и половыми, направленными на объект».
Удовлетворение обеих потребностей – и в пище, и сексуальной – доставляет наслаждение, однако следствием одной является потребление, а следствием второй – выделение материи. Общее между ними то, что для удовлетворения каждой потребности нужно движение к внешнему миру и контакт с ним. Но одна потребность проявляется ощущением недостаточности (голод), другая же – ощущением избыточности (сексуальность).
Как считает Лоуэн, голод использует механизм сексуального желания, дабы выйти наружу, а эрос нуждается в двигательном механизме голода, чтобы достигнуть удовлетворения.
«У порога жизни стоит принцип наслаждения, — пишет Лоуэн. – С появлением в процессе эволюции у живых существ способности осознавать окружающее и возникла та жизнь, которую мы знаем. Это был шаг вперед к организованному поведению, ибо оно подразумевает осознанное участие существа в выборе деятельности и реакции, основная цель которых – стремиться к наслаждению и избегать неудовольствия».
Изучая строение человеческого организма и движение в нем энергии, Лоуэн отметил, что эти процессы достигли высочайшей степени развития. Он разделил тело на три сегмента: голову, грудную клетку и таз; и два сочленения – шею и талию. Эти сочленения служат точками опоры, вокруг которых могут осуществляться вращательные движения – вращение вокруг продольной оси. Сочлененные сегменты являются зонами прохода, в которых в соответствии с законами гемодинамики может ускоряться движение всех жидкостей тела. В патологических случаях в этих зонах нередко происходит блокировка или уменьшение потока энергии.
Существует два конечных сегмента, которые служат резервуарами, куда энергия поступает и накапливается там, прежде чем быть извергнутой через естественные отверстия в этих сегментах.
Эти два сегмента таковы: голова и таз. Более широкий из них, таз, включает в себя живот, ягодицы и половые органы. Органы таза Лоуэн назвал органами разрядки и отнес к ним мочевую систему с выходом через мочеиспускательный канал (уретру), прямую кишку, заканчивающуюся задним проходом (анусом) и половую систему.
Именно в действии половой системы наиболее ярко проявляются принципы лоуэновской теории. Согласно этой теории, интенсивность разрядки гениталий зависит от того, сколько энергии скопилось перед этим в резервуаре. Сама половая система функционирует наподобие электрического конденсатора, разряжающегося автоматически, как только уровень заряженности достигает определенных значений. Половая система как система, подобная конденсатору, определяет скорость разрядки, а не ее интенсивность. Полнота наслаждения, получаемого при половом акте, зависит от величины «заряда», скопившегося в животе или в тазу. Из этого резервуара энергия медленно поступает в половые органы. Разрядка наступает в высшей точке оргазма как серия пульсаций и непроизвольных ритмичных движений тазом. В этот момент энергия свободно перетекает из резервуара в накопитель (конденсатор). Без резервуара оргазм происходил бы в виде единичной неритмичной разрядки. Вместе с тем, способность контролировать свои сексуальные побуждения зависит от того, сколько энергии может удерживаться в тазу без передачи в половые органы.
Доктор Лоуэн почти полстолетия работал с пациентами и написал 12 книг. Клинические исследования предоставили ему материал для биоэнергетической теории, а она, в свою очередь, позволила ему сформулировать принципы эффективного терапевтического метода, который он назвал биоэнергетическим анализом.
Основная теоретическая идея биоэнергетического анализа состоит в том, что разум и тело, психологические и физиологические процессы, с одной стороны, функционально идентичны, а с другой антитетичны. Их функциональная идентичность обусловлена тем, что тело и разум действуют как единое целое, обеспечивая функционирование организма, а антитетичность проявляется в том, что разум может оказывать влияние на тело, а тело воздействует на мыслительные процессы.
Биоэнергетический анализ основывается на следующей идее. Человек – это унитарное существо, и то, что происходит в его разуме, должно происходить и в его теле. Если человек огорчен, подавлен, если он постоянно думает о неудачах, то его тело тоже проявляет подавленность. Это выражается в пониженной двигательной активности и стесненном дыхании. При этом все телесные функции, в том числе и обмен веществ и энергии (метаболизм) тоже будут подавлены, и в итоге произойдет снижение выработки энергии в организме. Разум может воздействовать на тело точно так же, как тело влияет на разум. Можно добиться у человека улучшения телесного функционирования с помощью изменения его душевного состояния – это факт общеизвестный. Как говорится: «все болезни от нервов». Но когда у человека хорошее настроение, это неизменно влияет на все функции в его организме.
С другой стороны, улучшение таких соматических функций как дыхание, подвижность, ясность ощущений и самовыражения производит немедленный и длительный эффект на душевное состояние человека.
Лоуэн пишет: «В конечном итоге обеспечение роста энергетических возможностей человека – вот то фундаментальное изменение, которое должно достигаться терапевтическим процессом, если последний хочет на самом деле добиться своей цели: освободить индивида от ограничений, которые налагает на него прошлое, и от запретов, которые исходят из его настоящего».
Главная цель, которая стоит перед психотерапевтом, – помочь индивидууму восстановить полный потенциал своей личности.
У всех пациентов, которые обращаются за помощью к психотерапевту из-за перенесенных в детстве психических травм, отмечается снижение способности воспринимать жизнь во всей ее полноте.
По мнению Лоуэна, в этом состоит основное расстройство личности таких людей, которое и обусловливает все наблюдаемые у них симптомы. Общим для таких людей является состояние потери определенной части самих себя.
Большинство пациентов врача-психотерапевта страдают из-за наличия определенных ограничений их Я: ограниченного самосознания, урезанных средств самовыражения и пониженного чувства самообладания. Эти качества представляют собой несущие конструкции храма под названием «Я». Слабость этих конструкций влечет за собой потерю данной личностью чувства безопасности, а это, в свою очередь, подрывает все усилия данного человека обрести радость, которая придавала бы жизни самый сокровенный, глубинный смысл и наполняла человека чувством максимально полного удовлетворения жизнью.
Каждый высокопрофессиональный психотерапевт по собственному клиническому опыту знает, что пациент, даже придя в подавленном состоянии, как правило, покидает врачебный кабинет с ощущением успокоения, умиротворения. На первых сеансах эти приятные чувства бывают недолгими – их хватает иногда на день, на два. Но это поначалу. Позже мои пациенты и пациентки, которые посещают сеансы 1 раз в неделю, говорят, что этой своеобразной подзарядки им хватает на всю неделю. Но если бывают какие-то перерывы, то нередко человек чувствует некий дискомфорт.
Во время психотерапевтического сеанса человек ощущает себя раскованным, избавляется от стесняющего его напряжения, он может свободно говорить о том, что его волнует больше всего на свете, а именно – собственные переживания, — и он знает, что никто не поймет его так, как врач-психотерапевт, и ни с кем он не сможет быть настолько откровенен, как с врачом. Во-первых, все психиатры строго соблюдают врачебную тайну, а во-вторых, у нас такая профессия, что мы умеем слушать, сопереживать и сострадать.
Возможно, для врачей других специальностей не столь важно сопереживание (на психиатрическом языке это называется эмпатией), но в психотерапии оно совершенно необходимо. На короткое время психотерапевтического сеанса наш пациент становится для нас самым дорогим и близким человеком, чьими переживаниями мы живем, чьим радостям радуемся, а горестям – искренне огорчаемся. Мы в полном смысле слова СОПЕРЕЖИВАЕМ своему пациенту, т.е. ЖИВЕМ в унисон с ним. Именно поэтому психотерапия – очень утомительная для врача процедура, хотя, казалось бы, врач-психотерапевт не стоит у операционного стола и не бегает по вызовам, как участковый педиатр. Прочитав мои теоретические отступления, вы поймете, что психотерапевтический сеанс «чреват» для врача обилием негативных эмоций из жизни пациента, которые приходится заново пережить вместе с ним, а значит – израсходовать на это свою душевную энергию. Но известно: то, что нас не убивает, делает нас сильнее!

* * *

На начальной стадии психотерапевтического курса чувство облегчения не очень продолжительно, потому что облегчение было достигнуто с помощью врача-психотерапевта. Но чем дальше, тем больше пациент способен уже без поддержки психотерапевта избавляться от напряжения и обретать внутреннюю свободу. Каждый такой переломный момент – это важный шаг в длинной дороге по направлению к восстановлению собственного Я. И даже если поначалу человек не может долго удерживать достигнутый результат, все равно, даже кратковременный успех – это успех.
Случаются и колебания состояния пациента, потому что, чем больше человек понимает себя и, образно говоря, проникает внутрь себя, тем больше риск, что ему придется столкнуться с тяжелыми воспоминаниями, которые ему бы хотелось напрочь стереть из собственной памяти. Человек может испытывать огорчение, печаль, страх, чувство стыда и другие чувства, которые казались ему запрятанными глубоко-глубоко, а по сути вытесненными в подсознание. Но чем больше человек погружается в свое собственное Я, тем больше он обретает крепость духа и мужество противостоять своим страхам и адекватно оценивать прошлые психические травмы. Он оценивает их уже как зрелая личность, без отрицания, отторжения и подавления.
Александр Лоуэн пишет: «Где-то очень глубоко внутри каждого из нас сидит ребенок, который был в свое время невинен и свободен, и который знал, что дарованная ему жизнь – это одновременно и дарованная ему радость».
У всех людей во время сеанса психоанализа можно обнаружить в далеком детстве или отрочестве психические травмы различной глубины, но все реагируют на них по-разному, в зависимости от типажа личности. Одни справляются с этим, другие вытесняют в подсознание, третьи впадают в депрессию. Бывает, что человек находится в субдепрессии многие годы. Или самостоятельно выходит из этого состояния, однако депрессия имеет тенденцию к рецидиву в том случае, если причина, вызвавшая ее, не устранена. Такой причиной может быть существующий у человека запрет на выражение своих чувств, своих переживаний.
Применительно к нашей теме — женщина, не испытывающая оргазма, обычно вынуждена скрывать это от окружающих. С мужчинами она притворяется, имитируя оргазм. Бывает, даже и от подруги таится – а вдруг подруга проболтается? С матерью она тем более не может поговорить на эту тему. Наши люди так воспитаны, что не умеют обсуждать самое сокровенное. Так с кем же она может на эту тему поговорить? – Не с кем.
Женщина не может выразить обуревающих ее чувств, связанных с проблемами в интимной сфере. И уж тем более она не может с кем-то поговорить о драматических событиях из своего детства, если они вызывают у нее чувства стыда, отвращения или вины.

* * *

Депрессия сопровождается классической триадой симптомов: замедлением психических процессов, двигательной заторможенностью и подавленным настроением.
Здесь мы можем увидеть двойную причинно-следственную связь. С одной стороны, депрессия приводит к двигательной заторможенности, а с другой, ограничение двигательной подвижности тоже влияет на настроение.
Для того чтобы в этом убедиться, сделайте вот такой опыт. Сядьте в позу, которая отражает печаль, т.е. примите позу человека, удрученного какой-то тяжелой мыслью: плечи опущены, голова поникшая, все мышцы обмякшие, — и попробуйте при этом думать о чем-нибудь веселом, удерживая на лице выражение радости. Уверяю вас, вы сами почувствуете полный диссонанс вашей позы и настроения, которое попытаетесь изобразить. У вас вряд ли что-нибудь получится.
Теперь второй опыт. Представьте себя замечательным светлым летним днем на лужайке, во время отпуска. Вы стоите, протянув руки к солнцу, к ясному небу. Вся ваша поза выражает устремленность к небу. А теперь попробуйте изобразить на лице печаль. Ну, и в этом случае у вас тоже вряд ли получится достоверно изобразить сочетание печали с жизнерадостной позой.
Итак, вы поняли, какова взаимосвязь?
Подавление чувств, которое вызывает напряжение, приводит к уменьшению двигательной активности. Основоположники теории биоэнергетики называли это «подавленной живостью тела».
Многие люди находятся во власти иллюзии, что можно полюбить за какие-то положительные качества. Чаще это присуще женщинам. Женщина думает, что если будет заботливой, доброй, безотказной, то мужчина ее за это полюбит. Создав мираж, женщина начинает бороться за то, чтобы завоевать любовь мужчины – старается быть хорошей. Мужчина хочет секса – она соглашается, она хочет быть ему хорошей партнершей. Но здесь происходит подмена понятий. Истинную любовь невозможно «заработать» за какие-то свои личностные качества. Любви невозможно добиться какими-либо социальными достижениями. В конце концов, эта иллюзия лопается, как мыльный пузырь. И тогда у женщины развивается депрессия. Она искала любви, но увы… А для женщины нередко существует знак равенства между сексом и любовью. Она искала любви – и обманулась в своих ожиданиях. Она искала хорошего секса – и не получила его. Разочаровавшись в любви, она уже ничего не ждет и от секса.
В итоге еще одной эротически не разбуженной женщиной становится больше…

* * *

Многие пациенты, которые приходят на прием к врачу-психотерапевту, находятся во власти иллюзий, очень многие. Существуют самые разнообразные иллюзии.
• Одна из «модных» иллюзий: если овладеть определенными приемами, то можно выйти замуж за богатого, преуспевающего мужчину.
• Другая популярная иллюзия: социальные достижения женщины привлекут к ней мужчин и позволят добиться их любви.
• Еще одна распространенная иллюзия в контексте анализируемой темы: если женщина будет играть роль страстной, необузданной любовницы (именно играть!), то тогда она привяжет к себе мужчину, который будет считать ее темпераментной партнершей.
А между тем, мужчины подчас интуитивно чувствуют женское притворство. Кстати, мнение о женской интуиции сильно преувеличено, а мнение о том, что мужчины таковой не обладают, не соответствует действительности.
Расскажу об одном эксперименте, весьма красноречивом. В одной фирме мужчинам предложили оценить их коллег-женщин и ответить на вопрос: кто из них оргазмичны, а кто нет. Так вот, стопроцентное попадание! Ни один из мужчин не ошибся — все правильно назвали, какие из женщин оргазмичны, а какие нет. Притом, что никто из мужчин не имел интимных отношений с коллегами-женщинами, и не было даже служебного флирта. Каким образом мужчины это определили? Задайте себе этот вопрос! Я думаю, что тут немалую роль сыграла интуиция.
Так что попытки провести мужчин, устраивая спектакль в постели, нецелесообразны.
Полагаю, многие мужчины догадываются, что женщины имитируют оргазм. Просто мужчине так проще – не нужно особенно напрягаться, чтобы дать женщине возможность пережить подлинный оргазм. Раз она сама желает сыграть спектакль – бога ради! Он получил разрядку, испытал удовольствие, а она что-то изображала… Он повернулся на бок и уже спит.
Поэтому, милые женщины, если вы не оргазмичны, не стоит притворяться. Во-первых, вы вредите этим себе, отрезая путь к истинному наслаждению, во-вторых, растите из своего партнера сексуального лентяя, сексуального эгоиста, ну, а в-третьих, даете ему основание подозревать вас в неискренности.
Итак, мнение женщины, что она может обмануть мужчину, имитируя оргазм, — это тоже иллюзия.
А вообще-то иллюзия – это средство защиты Эго от реальной действительности.
Да, на какое-то время иллюзия может погрузить нас в другой, ирреальный мир, в котором хорошо; иллюзии могут облегчить негативные эмоции, которые человек испытывает, когда люди причиняют ему моральные страдания. И вместе с тем, иллюзии имеют и негативный радикал, ведь мы же не можем жить в придуманном мире! – рано или поздно приходится возвращаться в мир реальный.
Нашей главной реальностью является наше тело. Как писал Александр Лоуэн: «Наше Я – это вовсе не образ или представление, обитающее где-то в недрах мозга, а весьма реальный, живущий и пульсирующий организм. Чтобы познать самих себя, мы должны ощущать свое тело. Потеря чувствительности в любой части тела означает потерю какой-то частицы самого себя. Самоосознание, представляющее собой первый шаг в терапевтическом процессе открытия самого себя, означает, что человек чувствует свое тело – все тело целиком, от головы до пят. Многие люди, находясь в состоянии стресса, теряют ощущение тела. Они уходят от тела в попытке сбежать и укрыться от действительности».
Александр Лоуэн ввел понятие «капитуляция перед собственным телом». По его мнению, каждая часть нашего тела, если мы на самом деле ощущаем ее и находимся с нею в контакте, вносит определенный вклад в наше чувство собственного Я. Последнее возможно лишь в том случае, если определенная часть тела характеризуется живостью и мобильностью (подвижностью). Если каждая частица тела заряжена энергией, то человек оживлен и испытывает радость. Но для того, чтобы такое действительно произошло, нужно безоговорочно капитулировать перед телом со всеми его чувствами и ощущениями.
«Умение отдаться во власть своему телу, капитулировать перед ним, означает позволить телу стать полностью живым и свободным. Это значит, что всем непроизвольным рефлекторным процессам, протекающим в теле, вроде дыхания, следует предоставить полную свободу действий и никак не контролировать их. Тело – это вовсе не какая-то машина или станок, который человек должен запускать или останавливать. У нашего тела есть свой собственный “ум”, и оно само знает, что ему надо делать».
Александр Лоуэн предлагает первый этап своей биоэнергетической терапии – дыхание. В основе его лежит та методика, которую применял доктор Райх. Дыхание Райх и Лоуэн считают наиболее важной жизненной функцией, поскольку, по сути, от него зависит жизнедеятельность организма. В обычных условиях человек не осознает процессы дыхания, но если приходится столкнуться с нехваткой воздуха или с недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе (например, как это бывает при подъеме на высокую гору или в подводной лодке), вот тогда человек сразу понимает, какой же это важный процесс – дыхание.
Эмоциональное состояние оказывает самое непосредственное воздействие на то, как человек дышит. Когда человек раздражен или сердит, – его дыхание учащается. Тем самым мобилизуется больше энергии, необходимой для ответных действий человека. А вот страх вызывает противоположный эффект. При этом человек задерживает, затаивает дыхание.
В состоянии удовольствия дыхание становится медленным и глубоким. Но если приятное возбуждение нарастает, а тем более приближается к экстазу, как это бывает во время полового акта, тогда дыхание становится очень быстрым, но вместе с тем и очень глубоким. Это является ответной реакцией на нарастающее приятное возбуждение во время секса.
В предложенном доктором Лоуэном принципе биоэнергетической терапии дыханию уделяется важное значение.
Лоуэн разработал своеобразную методику дыхания. Это довольно сложная методика, которая заключается в том, что пациент укладывается на специальный табурет, который доктор назвал биоэнергетическим табуретом. Во время психотерапевтических сеансов доктор Лоуэн укладывал своих пациентов спиной на биоэнергетический табурет так, чтобы они запрокидывали руки за голову, стараясь достать ими ножки табурета. Благодаря растяжению всего тела, дыхание пациента значительно углублялось. Поза, надо сказать, довольно неудобная, тем не менее, доктор Лоуэн весьма успешно использовал этот метод во время своих сеансов.

* * *

Вот одно из базовых упражнений биоэнергетической терапии Лоуэна.
Для укрепления дыхания человек от 3 до 5 минут лежит в запрокинутом положении поверх биоэнергетического табурета, давая своему дыханию возможность стать глубже.
Чтобы этот процесс продвинуть дальше, привлекается голос. Человек должен издавать и долго выдерживать громкий звук. Невзирая на громкость, это вполне легкий звук, испускаемый без усилия.
По Лоуэну, цель данного упражнения сводится к тому, чтобы возбудить рыдания. Как только человек начинает плакать, дыхание его само по себе становится легче и глубже. Плач, с точки зрения теории биоэнергетики, важен потому, что в человеке нередко присутствует внутреннее сопротивление плачу. Многие люди сопротивляются плачу и говорят даже, что не умеют плакать. Люди (чаще всего мужчины) пытаются противостоять этому. А плач является актом сдачи. Причем некоторые люди считают это провалом, неудачей, а вот телесно-ориентированная терапия как раз и добивается того, чтобы пациент сдался. И каждый раз, когда человек сдается, он обретает дополнительную свободу.
Любое выражение сдерживаемых чувств снимает напряжение, а с точки зрения биоэнергетики дает телу возможность восстановить двигательную активность и увеличить живость.
Еще одно упражнение, которое рекомендует Лоуэн, и которое он делал сам, с самого момента создания биоэнергетического подхода к психотерапии. Это упражнение, которое он назвал упражнением на «заземление». Заключается оно в следующем. Сделав упражнение на табурете с целью углубления дыхания, нужно поменять позу на противоположную, нагибаясь вперед и касаясь пола пальцами рук. Когда человек продолжает оставаться в этой позе, то по мере того, как через его ноги протекают волны возбуждения, они начинают пульсировать. Это способствует не только углублению дыханию, но и более полно привязывает человека к земле. Иными словами, что означает, что человек, делающий это упражнение, оказывается связанным с реальной действительностью собственного тела.
Человечность во многом зависит от нашей связи с землей. Потеряв эту связь, человек становится разрушителем. Мы во многом тождественны не только другим людям, но и вообще живым созданиям. Особенно важно такое осознание своего места в мире людям, имеющим в характере эгоистические и нарциссические черты. Им настоятельно требуется сойти вниз с вершин, куда они сами себя вознесли, спрыгнуть с пьедестала, который такой человек возводит для самого себя, и при этом понять, что этот пьедестал – защитная реакция.
Вот что пишет Александр Лоуэн: «Капитуляция перед телом и его чувствами» может поначалу поразить нас и восприниматься как поражение, каковым оно на самом деле и является, но только для Эго, стремящегося к доминации. Однако лишь в подобном поражении мы можем обрести свободу от участия в крысиных бегах современной жизни, и в конечном итоге ощутить те страстность и радость, которые доставляет человеку свобода. Но указанная цель ничуть не относится к разряду легко достижимых. Мы обременены ношей знаний о том, что верно и неверно, а также самосознанием, ограничивающим нашу спонтанность. И еще. Как я уже отмечал недавно, путешествие в поисках самопознания и самопостижения никогда не заканчивается».

* * *

На мой взгляд, любая методика хороша, лишь бы помочь пациенту. Как бы ни был сложен психоанализ, особенно его новые направления, но этот метод работает!
А классический психоанализ предполагает лечение годами (!). Так, доктор Лоуэн лечил одну свою пациентку аж три года! Мастерс и Джонсон лечили одного пациента целых пятнадцать лет (!). Правда, речь шла о тяжелейшей сексуальной дисфункции – анэякуляторном расстройстве (отсутствие эякуляции). Но мне понадобилось всего пять сеансов, и мой пациент с аналогичной дисфункцией излечился, сейчас он женат, имеет годовалого сына.
Когда я впервые опробовала методику доктора Лоуэна, то вела себя с некоторой опаской – мне казалось, что мой пациент, спортсмен весом 90 кг, рухнет с табурета и, не дай Бог, что-нибудь себе сломает. И я, вспомнив о своем гимнастическом прошлом, его на всякий случай страховала (хотя, надо признать, удержать бы все равно не смогла, надумай он рухнуть). Зная своего пациента, я даже ожидала, что он откажется выполнять это упражнение, но он согласился безоговорочно. И выполнил его блестяще. И дышал, как положено – свободно и глубоко. И кричал во все горло. Благо на тот момент, кроме нас двоих в нашем психологическом центре была лишь администратор, которую не удивить нетрадиционными методами терапии (бывает, что я «гоняю» своих пациентов и пациенток по длинному коридору нашего центра — учу по-другому ходить, уверенно и раскованно, по-другому смотреть – приветливо, дружелюбно или призывно, по-другому улыбаться – загадочно или многозначительно, и прочим маленьким хитростям) Кстати, моему пациенту биоэнергетическая методика понравилась!
Однако недаром говорят, что психоаналитики никогда не раскрывают свою кухню. У каждого психотерапевта, психоаналитика свой индивидуальный метод. И то, что я описываю в своих книгах, и то, что я рассказываю врачам, это общая схема, а вот на сеансах все происходит каждый раз по-разному, — в зависимости от проблемы, с которой пришел ко мне пациент, от его личностных особенностей, да и от многих других деталей.
То, как я провожу свои сеансы, никогда не воспроизведет другой специалист. Равно как и я, если бы надумала чему-либо обучиться у своих коллег, потом проводила бы сеансы совсем по-другому.
Могу с уверенностью сказать, что так же, как не существует двух одинаковых людей по своим личностным качествам, так же не существует двух одинаковых психотерапевтов.
Мало того, огромное значение имеет личность самого психотерапевта: мы лечим не только словом — ведь слово произносит человек, и важно, какой человек произносит это слово. Психотерапевт лечит еще и силой собственной личности. Если между психотерапевтом и пациентом не существует эмпатии (то есть, сопереживания врача своему пациенту), то успеха в лечении не будет.
Вот почему описать полностью все, что происходит на психотерапевтических сеансах, вряд ли удастся.

* * *

Доктор Лоуэн в своей книге «Радость» приводит очень интересный клинический пример телесно-ориентированной терапии своей пациентки по имени Мэри.
Мэри считала, что у нее было несчастливое детство. Родители поженились, потому что мать забеременела (беременна она была как раз Мэри), а отец не хотел жениться. Позже, когда родилась Мэри, родители ссорились по поводу ее имени, и в конечном итоге дочку назвали так, как хотел отец. Мэри говорила: «Когда я была маленькой, то чувствовала себя настоящей невестой отца». А вот к матери у нее совсем другие чувства — по отношению к ней Мэри испытывала страх и признавалась, что у нее было ощущение, что мать ее не любит. Иногда ей казалось, что мать ревнует ее к отцу. Отца Мэри очень любила. Во время сеансов у доктора Лоуэна, рассказывая о своем детстве, она бурно рыдала, а доктор побуждал ее к плачу.
Мэри рассказывала много эпизодов из своего несчастливого детства. Во время сеансов она ощущала, как плохо к ней относилась мама в детские годы. Мэри говорила: «Мать все время стояла за моей спиной, немедленно атакуя всякий раз, когда я пыталась стать свободной или проявить какие-либо сексуальные намерения. С малых лет она превратила меня в свою маленькую ловкую служанку и была этим весьма довольна». Но впоследствии, в школе, Мэри испытывала чувство вины за свой гнев по адресу матери, и такое же чувство вины она испытывала в связи со своими сексуальными чувствами. «Я плохая и во всем виновата, – говорила Мэри. – Я хотела быть настоящим ангелочком, этакой хорошенькой девочкой-католичкой, и напрочь отсекала все сексуальные чувства. Когда у меня появлялись какие-либо сексуальные чувства или я проявляла самое минимальное сексуальное возбуждение, то я чувствовала себя порочной и даже извращенной».
В процессе терапии у доктора Лоуэна у нее возникли хорошие телесные ощущения – она чувствовала себя более сексуальной, ее поведение с мужчинами изменилось.
Достигнутое улучшение, по мнению доктора Лоуэна, стало результатом облегчения напряжения в теле пациентки.
Анализируя этот случай, доктор Лоуэн пишет, что двое родителей в буквальном смысле рвали девочку надвое – каждый из них требовал от нее совершенно иной эмоциональной модели поведения: мать добивалась от подрастающей дочери асексуальных и сугубо невинных проявлений, в то время как отец с энтузиазмом откликался на сексуальность дочери. Мэри прямо-таки отшвырнула свою сексуальность, чтобы защитить себя от гнева матери, но подобное действие нарушило ценность Мэри как личности и подорвало в ней чувство безопасности. В своей ранимости и уязвимости Мэри в поисках защиты и любви обратилась к мужчинам, а те, прикрываясь заверениями в любви, попросту использовали Мэри сексуально. Это в еще большей мере подрывало в ней ощущение собственного Я.
Чтобы стать более независимой, более самоутвердившейся, ей настоятельно требовалось увидеть и понять, что все вокруг предают ее.
Она говорила: «Я сама поражена, что могу быть с мужчинами такой милой и отзывчивой. А если мужчина вызывает у меня особые чувства, я готова предложить ему секс».
Отношения Мэри с мужчинами были такими же путанными и неоднозначными, как и ее взаимоотношения с родителями. С одной стороны, они порождали у нее особые чувства, а с другой вызывали гнев.
Вот что говорит сама Мэри о мужчинах: «Они ведут себя так, словно я принадлежу им, а это приводит меня в бешенство, но я испытываю вину перед ними, которую сама воспринимаю в качестве расплаты за то, что хочу причинить им вред».
В процессе терапии самосознание Мэри с каждым сеансом крепло и углублялось. «Я понимаю, что сама позволила превратить себя в жертву, молчаливо разрешая другим людям, начиная с родителей, открыто проявлять свою враждебность и дурные чувства по отношению ко мне, — говорила она. — Раньше, когда я не догадывалась об этом, то смотрела на себя, как на ангела». После этого Мэри прибавила: «Я хотела, чтобы люди делали для меня все, чтобы они заботились обо мне. Я полагала, что раз я такой “ангел во плоти”, то они просто обязаны делать для меня очень многое».
Со временем Мэри стала понимать, что подобная жизненная установка – невротическая, и даже стала ощущать скопившуюся в ней ярость.
На сеансах доктора Лоуэна (кстати, лично я таких методов не применяю) она колотила по кровати теннисной ракеткой, пинала предметы, т.е. давала выход своим негативным чувствам. Нанося во время одного сеанса удары по кровати, Мэри сказала: «Я отчетливо чувствую, что с каждым ударом у меня вверх, вдоль хребта поднимается тепло. Это очень приятное ощущение – чувство, что у тебя есть зад с его спиной и позвоночником, и есть перед».
С точки зрения теории биоэнергетики со спиной и задней половиной тела связана такая эмоция как гнев, а вот чувства, относящиеся к передней части тела – это страстное желание и любовь. Таким образом, пациентка доктора Лоуэна обрела понимание, как и почему она утратила чувство защищенности и способность противостоять людям.
«Когда, будучи ребенком, я впадала в гнев, то это буквально бесило отца, а мать тоже всячески порицала и поносила меня. Перечитывая собственный дневник, я вижу, до какой степени подавляла кипевший во мне гнев. Если кто-то вызывал у меня раздражение, я осуждала себя за это. Я хотела быть хорошей. Это была идея матери – она твердо знала, каким должен быть человек. Отец мой был человеком гневливым, и я не хотела быть в этом похожей на него. Когда я была маленькой, в возрасте где-то от 7 до 9 лет, то испытывала чувство вины, если была дерзкой с матерью, а потом должна была исповедоваться в этом нашему приходскому священнику».
В процессе терапии Мэри стала отмечать, что она чувствует себя более женственной и находится в более плотном контакте с собой и с собственным телом. Она описывала свое самоощущение как внутреннее спокойствие, которого она длительное время не испытывала, а доктор Лоуэн отмечал, что голос у Мэри стал глубже, а в ее поведении уже отсутствовали всякие следы смятения и тревоги.
Мэри говорила: «Во мне струится какое-то тепло, проникающее в нижнюю часть спины и в поясницу из таза. Это очень приятно. Я ощущаю легкую печаль, и мне хочется заплакать. У меня такое чувство, словно я возвращаюсь к себе, я чувствую себя дома».
Вот еще что говорила пациентка доктора Лоуэна, и это важно: «Я размышляла об отце и о мужчинах, которых знала, я в состоянии ощутить боль из-за их утраты, но одновременно у меня хорошие мысли по собственному поводу и насчет того, что я ни с кем не живу. Когда я живу отдельно, у меня такое чудесное ощущение самой себя, и ради этого стоит жить самостоятельно. Вместе с тем мне кажется, что когда ощущение отсутствия связанности с кем бы то ни было становится слишком сильным, то появляется давно знакомое чувство – “папочка, ты мне нужен”. Чувствую, что мне придется сделать выбор между мужчинами и собою – я не могу жить на свете ради них, но не могу жить и только ради себя».
В процессе обсуждения этой темы доктор Лоуэн обратил внимание Мэри на то, что в случае концентрации на своем ощущении собственного Я, в противовес концентрации на том, что может сделать для нее мужчина, Мэри становится по-настоящему сексуальной женщиной. А вот когда она использовала секс, чтобы получить от мужчины любовь, то играла роль дочери/проститутки.
Сексуальная женщина может сдержать свое сексуальное возбуждение вместо того, чтобы нуждаться в его скорейшей разрядке.
Мэри ответила доктору: «Я себя чувствую так, как будто стала совсем другим человеком, как будто я заново родилась». После этого она заплакала, искренне, легкими слезами и прибавила: «Я всегда страстно желала этого».
С точки зрения биоэнергетики, капитуляция перед собственным телом означает полную и безоговорочную капитуляцию перед сексуальностью своего тела, располагающейся в фундаменте структуры тела, а именно — в тазе. Такого рода капитуляция представляет собой физический, а не психологический процесс, однако ей можно способствовать за счет понимания тех страхов, которые ее блокируют.
Физический процесс капитуляции в качестве одного из элементов требует позволить волне возбуждения, ассоциирующейся с дыханием, перемещаться в таз и затем в ноги. Когда это происходит, таз начинает спонтанно (самопроизвольно) двигаться: при вдыхании – назад, а при выдыхании – вперед. Это самопроизвольное движение таза Райх назвал «оргазмическим рефлексом», поскольку оно наблюдается и в кульминационном, вершинном моменте полового акта, когда человек полностью капитулирует перед своими сексуальными чувствами.
Упражнение доктора Лоуэна, названное им «тазовым мостиком», вызывает ощущение радости.
Вот и пациентка доктора Лоуэна, Мэри, придя на один из сеансов, с порога заявила: «Сейчас я на самом деле чувствую себя счастливой. Я питаю нежное и даже сладостное чувство к нескольким мужчинам, но отнюдь не бегаю за ними, не вешаюсь им на шею. Я просто в восторге от этого ощущения, теперь я вполне могу находиться в одиночестве и вместе с тем испытывать внутри прекрасное чувство: я располагаю сразу и чувствами, и свободой – и это чудесно».
Вот что пишет доктор Лоуэн: «До тех пор, пока два человека увлечены друг другом, они не являются свободными. Нуждаясь в чем-то от своего партнера, они оба зависимы. Зависимость во взаимных отношениях отбрасывает каждого из партнеров назад, во времена, переживавшиеся в детстве, когда они были зависимы и уязвимы. Чтобы освободить их обоих от зависимости, чтобы помочь им трансформироваться в зрелых взрослых людей, нужно понимать роль сексуальной вины в том, что человек становится готовым к подчинению, иными словами, готовым вести свою единственную жизнь ради других людей. Концепция, что каждый должен жить для других – это некая сомнительная деловая сделка, при которой ни один человек не живет для себя. Таким образом, срабатывает сексуальная вина, и тем самым формируется невротический характер».
 
Отрывок из будущей книги «Как стать сексуальной»

Охраняется авторским правом.
Перепечатка – только с указанием сайта.
Запись на прием психолога, психотерапевта Дили Еникеевой в психологическом центре «Счастливая семья» по телефонам +7(905)709-96-63 +7(965)349-51-36

 


Легче всего обмануть самого себя.Д.Е.Еще одна сказка, которой бизнесмены от магии пичкают доверчивых людей, – «родовое проклятие».Приведу пример. Одно время во многих журналах актриса Жанна Эппле публиковала однотипные интервью: какая она бедная-несчастная, не везет в любви, какой бяка ее очередной муж – наругал, побил, выгнал с детьми на улицу. Когда она рассказала историю в первый […]

Предыдущая запись

Наш консультант — психотерапевт, сексолог, постоянный эксперт многих телепередач, автор более 100 научно-популярных книг и психологических детективов Диля ЕНИКЕЕВА (г. Москва)
— Диля, многие женщины уверены, что если поменять 50 размер на 46, а ещё лучше на 44, то личная жизнь сразу же наладится…
— Ерунда всё это! Никакие формы груди, объёмы бёдер и талии не могут […]

Далее

Укажите номер телефона и мы перезвоним Вам

Введите номер телефона

Контакты
Консультант психологического центра «Счастливая семья»

+7(965)3052644

e-mail: dilya-enikeeva@mail.ru